Умная мысль

Как я стал звездой экрана

Недавно совершенно случайно в Сети я наткнулся на старый спектакль Ленинградского телевидения «Двенадцать стульев».

Не буду рассказывать сколько усилий стоило скачать этот шедевр, но три затраченных на это недели прошли не зря, и я стал счастливым обладателем этого спектакля. Сразу же я стал смотреть — и ностальгические воспоминания нахлынули на меня…

Сейчас уже не многие помнят, а тогда, в середине шестидесятых я был известен и любим в каждой ленинградской (и не только!) семье, в которой был телевизор!

Александр Белинский

В шестидесятых-семидесятых Ленинградское телевидение было лидером в культурной жизни страны. Телеспектакли выходили один за другим, «Двенадцать стульев», о которых идет речь, «Мертвые души» с Ноздревым-Луспекаевым, «Фиеста» Юрского и многие другие спектакли Ленинградского телевидения в эту эпоху были именно тем, что позволяло считать, что есть для чего жить в стране Советов.

Лед тронулся,
господа присяжные заседатели!
Остап Бендер —
Игорь Горбачев

«Двенадцать стульев» снимал замечательный ленинградский режиссер Александр Белинский. Вы наверняка помните его телевизионные балеты «Галатея», «Старое танго» и «Анюта». Но задолго до них он оставил свой след в истории Ленинградского телевидения, в истории нашей культуры, поставив немало прекрасных телевизионных спектаклей. И сейчас еще, несмотря на года, Александр Аркадьевич регулярно появляется на наших телеэкранах.

Жё не манж па сиз жур!
Киса Воробьянинов —
Николай Боярский

Но вернемся к шестидесятым… В один прекрасный день одна тысяча девятсот шестьдесят шестого года мне сообщили, что Александр Аркадьевич Белинский приглашает меня исполнить роль беспризорника в спектакле «Двенадцать стульев». Как вы понимаете, причин отказываться у меня не было.

Киса и Ося

Спектакль получился великолепный! Пересматривая его сейчас, я обратил внимание на многие вещи, которые остались незамеченными тогда. Решенный минимальными средствами, без особых декораций, спектакль потрясал внутренней энергетикой. И я счастлив, что был одним из тех, кто его создавал.

В спектакле принимали участие без преувеличения великие актеры. Роль Остапа Бендера исполнил Игорь Горбачев. И пусть это была не лучшая роль Игоря Олеговича, но Горбачев никогда ниже определенного (достаточно высокого) уровня не упускался. К тому же причина относительной неудачи большого артиста весьма уважительна. О ней я позже скажу несколько слов.

Елена Станиславовна —
Г. Богданова-Чеснокова

Киса Воробьянинов… Роль Ипполита Матвеевича сыграл великолепный и, по-моему, недооцененный артист Николай Боярский (дядя нынешнего). На мой скромный взгляд его Киса — лучший Воробьянинов всех времен и народов. По крайней мере, и Папанов, и Филиппов, при всем уважении к этим замечательным мастерам, нервно курят в сторонке. Они и рядом не лежали с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым Боярского.

Не ржавеет старая любовь!
Ипполит Матвеевич и
Елена Станиславовна

Сложность роли Кисы заключается в том, что, с одной стороны, это человек оттуда, из эпохи «до исторического материализма», обладающий старой закваской, определенной интеллигентностью и даже аристократизмом (в уездные предводители дворянства кого попало не берут!), а с другой стороны, это уже наш советский человек, совслужащий, руководитель среднего звена с задатками мелкого жулика. Две диаметрально противоположные модели поведения уживаются в одном человеке. Николай Боярский единственный, кто сумел их совместить, исполняя роль Воробьянинова. И Сергей Филиппов, и Анатолий Папанов прекрасно сыграли советского человека, но при этом потеряли аристократическую ипостась. Николай Боярский… Повторюсь, только в нем я обнаружил Кису Воробьянинова из романа И. Ильфа и Е. Петрова.

Елена Станиславовна и
Виктор Михайлович —
Михаил Девяткин
Паша Эмильевич —
Всеволод Кузнецов

Образы из Ильфа и Петрова хорошо удавались Н. Боярскому, другая его известная роль — Адам Козлевич в «Золотом теленке» Михаила Швейцера.

Все артисты, принимавшие участие в этом спектакле превосходны! И те, которые играют большие роли, и те, которые играют маленькие. В те годы было принято даже на маленькие роли приглашать больших артистов. Это сейчас наоборот, нынче в сериалах кто только не играет главные роли! А тогда… Что ни роль, то шедевр!

Елена Станиславовна, старая любовь Ипполита Матвеевича, маленькая ролька, а как сыграна блистательной Гликерией Богдановой-Чесноковой! Артистка оперетты, она обладала гигантским драматическим талантом. Я думаю, что она была лучшей в амплуа комической старухи в Ленинграде второй половины двадцатого века. Ей настолько удалась эта роль, что через десять лет Леонид Гайдай, приступая к съемкам своих «Двенадцати стульев», пожелал видеть в роли старой любовницы Воробьянинова только ее!

Где же ваши локоны?
Отец Федор — Рэм Лебедев

Рэм Лебедев, прекрасный артист ленинградского ТЮЗа, а позднее Александринки, тоже не был редким гостем на Ленинградском телевидении. В этом спектакле он прекрасно сыграл роль отца Федора Вострикова. На мой взгляд, ему единственному удалось сыграть эту роль в остросатирическом ключе и при этом не скатиться к примитивному ерничеству. В классических советских постановках отца Федора играли великие артисты Ролан Быков и недавно ушедший от нас Михаил Пуговкин. Если вы посмотрите эти фильмы снова, то обратите внимание, что Пуговкин немного простоват, а Быков немножко злой. И эти качества у них чуть-чуть, но зашкаливают. Если доведется, посмотрите, как Рэм Лебедев играет отца Федора. Не пожалеете!

Хо-хо, парниша!
Эллочка-людоедка —
Алиса Фрейндлих

Эллочку-людоедку сыграла Алиса Фрейндлих. Я думаю, что здесь не нужны подробности, вы и так понимаете, как может сыграть эту роль, в которой бедный лексикон, но бездна чувств, великая актриса. Закройте глаза и представьте, как она это сделала… А теперь откройте глаза, и я вам скажу: она сделала эта лучше, чем вы смогли себе представить!

Дво-о-о-орник!
Инженер Щукин —
Павел Панков

Муж Эллочки, инженер Щукин — тот самый, который голым остался на лестнице, а дверь захлопнулась. Тоже немало эмоций. Эту роль в спектакле исполнил мой папа, Павел Панков. Здесь я субъективен, и поэтому не буду говорить подробнее, хотя своя точка зрения у меня имеется.

Много еще прекрасных актеров участвовало в этом спектакле: Всеволод Кузнецов, Ирина Асмус, Лев Лемке, Михаил Девяткин и многие другие.

Служил Гаврила почтальоном!
Ляпис-Трубецкой —
Лев Лемке

Всеволод Кузнецов долгие годы работал в товстоноговском БДТ, Ирина Асмус — артистка, артистка цирка, клоун с трагической судьбой. Некоторые молодые читатели, которые подходят по возрасту, могут вспомнить клоуна Ириску из АБВГДейки семидесятых. Лев Лемке, замечательный артист Театра комедии, хотя довольно много снимался в кино, но мне кажется, что больше запомнился любителям театра (и телеспектаклей!). Михаил Девяткин, тоже прекрасный артист, служил в Театре Ленсовета, в кино снимался мало. Зрители могли запомнить его в роли старого соседа Семёна Фадеевича, загипнотизированного целительницей Калязиной в детективе «Переступить черту». Все эти артисты создали свои, запоминающиеся образы в нашем спектакле.

Инженер Щукин с супругой

Даже если вы не сможете посмотреть этот спектакль, посмотрите на фотографии, приложенные к моему эссе, посмотрите на эти лица, здесь нет лиц похожих друг на друга, здесь нет лиц средних, лиц „никаких“, здесь в каждом лице читается свой образ. Это свойственно лучшим произведениям мирового Экрана. A спектакли Ленинградского телевидения шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века относятся именно к ним, к лучшим по большому, по гамбургскому счету.

Дворник —
Константин Адашевский

А теперь я расскажу, как я снимался в этом спектакле. То, что роль беспризорника я играю, мне сказали, а вот сценарий не дали, пообещали, что все разъяснят по ходу дела. Но я хотел подойти подготовленным, и накануне съемки снял с полки томик из собрания сочинений Ильфа и Петрова и прочел два раза… Нет, не буду врать, не роман, а только свою сцену. Она небольшая, и поэтому я позволю себе привести ее целиком:

В половине двенадцатого с северо запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
- Дядя! - весело кричал он. - Дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:
- Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал.

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

Не могу сказать, что размер моей роли меня воодушевил. Когда я узнал о том, что я утвержден на роль, мне казалось, что она будет если и не главная, то по крайней мере центральная. А здесь… И развернуться-то особо не на чем. Я был страшно расстроен. Успокаивали меня всей семьей: дескать, главную роль сыграть легко, а ты попробуй в двух словах создать характер, чтобы зритель увидел за созданным тобой образом непростую судьбу, чтобы почувствовал острую социальную сатиру, и вообще, мол, нету маленьких ролей, а есть маленькие сам знаешь кто…

Тогда я решил подойти к делу серьезно: я должен сыграть так, чтобы „им всем“ стало стыдно, а вся художественная общественность была бы потрясена моим исполнением роли беспризорника. Забегая вперед, скажу, что задача была решена только наполовину: я не заметил, чтобы хоть кому-то стало стыдно.

Остап и
беспризорник — угадайте кто

Я задумался. Прежде всего надо было решить вопрос: как играть — по системе Станиславского или по методу Михаила Чехова? Знающие люди говорили, что и тот, и другой способ в умелых руках дает неплохой результат. В своем таланте я не сомневался, а посему, исходя из того простого соображения, что кашу маслом не испортишь, я решил применить оба метода. C одной стороны я придумал этого персонажа, продумал, как он может себя вести, вспомнил все, что я знал про беспризорников, а, с другой стороны, я представил себя в предлагаемых обстоятельствах. Я сразу понял, что весело кричать мой беспризорник не сможет. В тех обстоятельствах, в которых был он, а тем самым — я (я уже был в образе), не до веселья. Вообще в те годы представить себе, скажем, отсутствие трехразового питания одновременно с сохранением веселья мне было сложно.

Итак, мой беспризорник будет грустный. Как только я это понял, вся картина роли с ее многочисленными нюансами и тонкими психологическими ходами встала передо мной.

Я был готов, я рвался в бой…

И. О. Горбачев
с моим яблоком

И вот наконец наступил день съемок. Сразу же я выяснил, что моя сцена подверглась сокращению: И. О. Горбачев решил не давать мне яблоко. Какая же обида охватила меня. Мне было горько и больно. Не то, чтобы я очень любил яблоки, скорее наоборот, но чувство праведного гнева восставало во мне. Я представлял себе картину, как в перерыве между съемками Игорь Олегович, спрятавшись в темном уголку студии, воровато оглядываясь, торопливо грызет мое яблоко.

Но еще больше меня расстроила потеря части сцены. В голове я уже прокрутил, как я буду брать это яблоко: немного брезгливо, немного надменно… Теряется еще один штрих из образа беспризорника. Я успокаивал себя тем, что скупость выразительных средств, точность рисунка, мужественная сдержанность подчеркивают глубину образа.

Без ложной скромности скажу, что сыграл я сильно. Я переиграл И. О. Горбачева, что выбило его из колеи, он расстроился и в итоге роль Остапа не стала для него лучшей. Нельзя сказать, что он сыграл плохо, более того — он сыграл очень хорошо, но все познается в сравнении…

А общий результат превзошел все ожидания! Успех у спектакля был огромный. Художественная общественность Ленинграда была потрясена. Особенно на ленинградцев произвело впечатление исполнение в этом спектакле одной маленькой роли. Имя исполнителя я из скромности умолчу.

Мои любезные читатели могут подумать, что автор немного преувеличивает значение и звучание роли беспризорника. Желающие проверить могут скачать и посмотреть сцену с беспризорником [2,23 M]. Убедитесь сами!





Сайт создан в системе uCoz